САВВАИТСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ, 20
Том LXI, С. 81-82
опубликовано: 16 июля 2025г.

САВВАИТСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ, 20

(† 20.03.797) (пам. 20 марта), группа монахов палестинской лавры прп. Саввы Освященного (Мар-Саба; см. ст. Саввы Освященного лавра), пострадавших от разбойников-бедуинов. Очевидец событий Стефан Савваит составил пространное Мученичество С. п. (BHG, N 1200). Оно сохранилось в единственной рукописи X в. (Paris. Coislin. 303. Fol. 99v - 125r), впервые было издано болландистами (ActaSS. Mart. Vol. 3. P. *2-*12 (греч. текст) 166-178 (вольный перевод на латынь), затем - А. И. Пападопуло-Керамевсом (Συλλογή. 1907. Σ. 1-41) с рус. переводом В. В. Латышева (Там же. С. 1-48 (2-я паг.)). Известны также по меньшей мере 2 груз. версии Мученичества, на основании которых восполняются небольшие лакуны греч. рукописи (см.: Blake. 1950; новое издание с восполнением лакун и англ. переводом: Three Christian Martyrdoms. 2016. P. 67-149).

В 90-х гг. VIII в. Палестина неоднократно становилась ареной междоусобных войн араб. племен мударитов и йеменитов, поскольку власти халифата Аббасидов слабо контролировали зоны пустынь и периферийные области гос-ва. Очередной конфликт произошел в марте 796 - марте 797 г. Противоборствующие бедуинские ополчения разорили Газу, Аскалон, Елевтерополь, а также множество деревень. Население сельской местности искало убежища в Иерусалиме. Жертвами нападений мятежников стали и обители Иудейской пустыни.

В этой ситуации монахи лавры прп. Саввы, единственной долгое время избегавшей разорения, приняли решение не покидать мон-рь. Агиограф подчеркивает, что старцы готовы были пострадать «не за камень и дерево», а «за славу Христа», следуя заповеди «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф 10. 28). Стоял вопрос и о сохранении самого мон-ря как места древних иноческих подвигов, потому что в случае ухода монахов враждебно настроенные группы номадов, несомненно, разрушили бы строения обители и сделали бы невозможным возобновление там монашеской жизни.

13 марта 797 г. впервые банды мятежников напали на лавру. Ок. 30 монахов были ранены стрелами, кельи разграблены, однако разбойники отступили, опасаясь появления враждебной группировки бедуинов. Через неделю в лавре прп. Саввы появились гонцы из Старой лавры прп. Харитона и мон-ря прп. Евфимия, сообщавшие о движении к обители полчищ разбойников. Монахи тем не менее не покинули лавру. Сарацины, ворвавшиеся туда, избивали иноков, требуя выдать сокровища мон-ря. Др. бедуины обыскивали ущелье Вади-эн-Нар в поисках пустынников, прятавшихся в пещерах, и сгоняли их в церковь. Ученик игумена дамаскинец Сергий, опасаясь, что не выдержит мучений и выдаст тайник со св. сосудами, пытался бежать, но был пойман и обезглавлен на месте. Разбойники вымогали у монахов выкуп, требовали выдать игумена и старцев, у к-рых, как они считали, могли быть спрятаны деньги. Игум. Василий в тот день отлучился из лавры, остальных никто не выдал, несмотря на побои и смертельные угрозы. После неск. часов допроса монахов загнали в пещерную церковь и разложили у входа костер. 18 иноков задохнулись в дыму, остальных разбойники бросили полумертвыми и забрали все имущество лавры, к-рое смогли найти.

Погибших в пещере иноков вместе с обезглавленным монахом Сергием похоронили в общей гробнице, не омывая, в окровавленных одеяниях. Почти все выжившие были сильно изранены, но смогли поправиться благодаря врачебному искусству своего собрата Фомы, впосл. ставшего игуменом Старой лавры. Лишь один из раненых старцев, отказавшись от болезненной ампутации поврежденной руки, умер от гангрены и был причислен к остальным мученикам, дополнив их число до 20.

По настоянию игум. Василия один из насельников лавры, Стефан, очевидец происшедшего, составил на греч. языке описание мученичества 20 C. п.- одно из самых ярких агиографических произведений христ. Востока. Напряженный психологизм повествования и натуралистичность описаний обусловлены именно тем, что автор был непосредственным участником всего происходившего в лавре зимой-весной 797 г. Стефан особо подчеркивал правомерность причисления убитых к лику мучеников, хотя формально они погибли не за веру, а защищая мон-рь от разорения, палачами же их были не языческие правители, требовавшие отречения от христианства, а разбойники, жаждавшие сокровищ. Агиограф указывал на аналогии с кончиной св. Иоанна Предтечи и Синайских и Раифских преподобномучеников († 312). Стефану принадлежит также единственный известный стихотворный канон в честь 20 С. п. Эти святые в коллективной памяти насельников Мар-Сабы были поставлены в один ряд с др. мучениками, прославившими лавру,- теми, к-рые приняли смерть во время нашествия персов в 614 г. (см. Савваитские преподобномученики, 44) и иноком Христофором, обратившимся в христианство из ислама и казненным по приказу халифа в 789 г.

Агиографа Стефана Савваита отождествляют с прп. Стефаном Савваитом Младшим (пам. 28 окт.), родственником прп. Иоанна Дамаскина; согласно араб. источнику - Стефаном, сыном Мансура, Дамаскином (Lamoreaux. 1999. Vol. 1. P. 140 (араб.); Vol. 2. Р. 126 (англ.); Blake. 1950. P. 39-42). По предположению М. Ф. Озепи, этот человек также мог быть врачом, поскольку ранения монахов и лечение выживших описаны им весьма профессионально (Auzépy. 1994. P. 206). По ее же утверждению, текст составлен на следующий год после событий, т. е. в 798 г., что весьма вероятно, поскольку Мученичество изобилует подробными деталями, к-рые могли быть забыты в более позднее время (Ibid. P. 185). Известен еще один Стефан Савваит (см. ст. Стефан Савваит Старший), к-рый также считается родственником прп. Иоанна Дамаскина и иногда смешивается с прп. Стефаном Савваитом Младшим; этот святой не мог быть автором Мученичества, т. к. скончался в 794 г., т. е. за 3 года до описываемых событий.

В Синаксаре К-польской ц. (сер. X в.) память преподобномучеников помещена под 19 марта (SynCP. Col. 548). В нек-рых более поздних визант. стишных Синаксарях (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 551-552) она содержится под 20 марта, и под этим же числом была включена в слав. стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 62), а затем в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 37 [2-я паг.]). В изложении свт. Димитрия Ростовского Мученичество названо «Страдание преподобных отцов наших Иоанна, Сергия и Патрикия», где Иоанн и Патрикий - насельники лавры прп. Саввы, в числе др. мучеников задохнувшиеся в пещере от дыма (ЖСв. Март. С. 399-407). Известны также имена преподобномучеников Космы, Анастасия и Феоктиста.

Ист.: Συλλογὴ παλαιστινῆς κα συριακῆς ἁγιολογίας = Сб. палестинской и сир. агиологии / Изд.: А. И. Пападопулос-Керамевс. СПб., 1907. Вып. 1. С. 1-41. (ППС; Т. 19. Вып. 3(57)) (рус. пер.: Сказание о мученичестве святых отцов, избиенных варварами сарацинами в великой лавре прп. отца нашего Саввы / Пер.: В. В. Латышев // Там же. С. 1-48 (2-я паг.)); Lamoreaux J. C., ed., transl. The Life of Stephen of Mar Sabas. Louvain, 1999. 2 vol. (CSCO; 578-579. Arab.; 50-51); Three Christian Martyrdoms from Early Islamic Palestine / Ed., transl. S. J. Shoemaker. Provo (Utah), 2016. P. 67-149.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 111-112; Медников Н. А. Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов по араб. источникам. СПб., 1903. С. 749-755; Blake R. Deux lacunes comblées dans la Passio XX monachorum Sabaitarum // AnBoll. 1950. Vol. 68. P. 27-43; Auzépy M.-F. De la Palestine à Constantinople (VIIIe-IX-e siècles): Étienne le Sabaïte et Jean Damascène // TM. 1994. T. 12. P. 183-218; Vila D. H. Stephen Mansu r // Christian-Muslim Relations: A Bibliogr. History / Ed. D. Thomas et al. Leiden; Boston, 2009. Vol. 1. P. 388-389, 393-396; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 235-237; Three Christian Martyrdoms from Early Islamic Palestine. Provo, 2016. P. XXX-XXXVII.
К. А. Панченко, О. Н. Афиногенова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник
  • АБРОСИМ ученик сщмч. Милия, св. (пам. 10 нояб.) - см. Милий, еп. Персидский
  • АВВАКИР (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную)
  • АВВАКУМ 8-й из 12 малых пророков (пам. 2 дек. в Недели святых праотец и 1-ю Великого Поста)